Основные средства при ликвидации предприятия

Основные средства при ликвидации предприятия


О ликвидации основных средств речь заходит, когда они в результате эксплуатации оказываются морально и физически изношены. А восстановить их либо невозможно, либо экономически неоправданно.

В самой процедуре ликвидации много нюансов.

О них мы и поговорим. До этого года для ликвидации основного средства организация в обязательном порядке должна была создать комиссию. Такое правило содержит пункт 77 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г.

№ 91н. Но с 2013 года рекомендации по бухучету не являются обязательными.

Об этом сказано в частях 7 и 8 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. А Методические указания Минфина по бухучету, по сути, и есть рекомендации, о которых идет речь.

Поэтому у компании есть выбор – либо создавать комиссию, либо списывать объект в упрощенном порядке.


Списание имущества при ликвидации организации


ООО (например частное охранное предприятие) ликвидируется по решению участников. Задолженности перед кредиторами организация не имеет.

Участниками являются физические лица. Система налогообложения — УСН. В составе МПЗ были учтены форменное обмундирование, мебель, бытовая техника, оргтехника и радиостанции.

Спецсредств и оружия нет. Стоимость перечисленного имущества — менее 40 000 руб. за единицу. Каким образом списать с баланса указанное имущество при ликвидации организации? Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статьей 62 ГК РФ установлены обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица.


Ликвидируем основное средство: бухгалтерский и налоговый учет


Основное средство ликвидируется в том случае, если оно больше не пригодно для дальнейшего использования.

Обычно это происходит вследствие физического износа объекта. Перед тем, как проводить ликвидацию основного средства необходимо создать комиссию.

В ее состав должны входить главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

Об этом сказано в пункте 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв.

приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н).

Комиссия осматривает объект, оценивает с точки зрения пригодности, возможности и эффективности его использования, устанавливает причины списания.



Ликвидация основных средств производится тогда, если ваши основные средства физически изношены или морально устарели.

Конечно, их можно и восстановить, но есть ли в этом смысл? Проще их разобрать по частям и списать, чем вложить в них средства, которые никогда не окупятся. Какими документами оформляется ликвидация основных средств и как ее правильно отразить в учете?

Рассмотрим это более подробно.

При ликвидации основных средств на основании п.77 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина № 91н от 13 октября 2003 г.

раньше по приказу руководителя создавалась комиссия. С 2013 года все обязательные ранее действия по бухучету сейчас имеют лишь рекомендательный характер (ч.7 и 8 ст.

21 Федерального закона № 402-ФЗ).

Поэтому компания может списать ликвидированное основное средство двумя способами: путем создания комиссии, либо без ее участия. Рассмотрим ситуацию с созданием комиссии.



О списании «малоценных» объектов основных средств при ликвидации ООО по решению его учредителей, не имеющего непогашенной кредиторской задолженности, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дарья Брижанева и Вячеслав Горностаев.

ООО (частное охранное предприятие) ликвидируется по решению участников.

Задолженности перед кредиторами организация не имеет. Участниками являются физические лица. Система налогообложения — УСН.

В составе МПЗ были учтены форменное обмундирование, мебель, бытовая техника, оргтехника и радиостанции. Спецсредств и оружия нет. Стоимость перечисленного имущества — менее 40 000 руб.

за единицу. Каким образом списать с баланса указанное имущество при ликвидации организации? Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.